Права работников находятся под защитой государства. Несмотря на это, недобросовестные работодатели практикуют серые схемы, трудоустройство без официальных договоров, незаконные увольнения, частичную и полную невыплату заработной платы. Сотрудники, считающие, что их права ущемлены, имеют право пожаловаться в трудовую инспекцию. Это единственный способ обжаловать действия руководства, организовать проверку предприятия. Заявление необходимо подавать обоснованно, с соблюдением действующих норм и правил. Если с составлением жалобы возникают проблемы, стоит обратиться за юридической помощью.
В каких случаях нужно писать жалобу
Сотрудником жалоба в трудовую инспекцию на работодателя подается в следующих случаях:
- понуждение к увольнению без законных поводов;
- изменение условий работы, которое приводит к ухудшению здоровья, снижению выработки и уменьшению заработной платы;
- задержка выплаты зарплаты;
- споры по сумме заработной платы;
- невыплата отпускных, больничных;
- лишение отпуска, требование работы в праздничные и выходные дни без компенсаций и сверхурочных;
- нарушение режима труда и отдыха;
- нарушение техники безопасности;
- увеличение продолжительности рабочей смены.
При незаконном увольнении рекомендуется обращаться не в инспекцию, а в судебные инстанции.
Куда и когда подавать жалобу
Сотрудник имеет право написать обращение в местное отделение Трудовой инспекции РФ. Учреждения работают в Москве и областных городах, крупных населенных пунктах. Срок подачи – в течение 3 месяцев с даты возникновения спорной ситуацией. Пожаловаться можно через официальный портал Государственной инспекции труда. Срок рассмотрения – 30 рабочих дней. Инспектора имеют право продлить период рассмотрения еще на один месяц.
Можно ли анонимно писать жалобу в трудовую инспекцию
Не все работники хотят портить отношения с руководством, несмотря на существующие ущемления. Анонимно написать в Инспекцию невозможно. Это государственный орган, а действующее законодательство позволяет оставить анонимку без ответа. Для сохранения конфиденциальности рекомендуется внести в заявление пункт с просьбой о том, чтобы информация о пострадавшей стороне не дошла до работодателя. В этом случае основания для отказа нет, обращение будет рассматриваться.
Составление жалобы
Единой формы или шаблона не существует. В обращении нужно написать персональные и контактные данные истца, суть проблемы. При необходимости прикладывается копия договора, приказа или документов, подтверждающих позицию лица, столкнувшегося с проблемами на производстве. Обращение пишется от руки или печатается в двух экземплярах. Если возникают проблемы с подачей жалобы – лучше воспользоваться услугами юриста. Это гарантирует ее принятие и получение справедливого решения.